ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ
Том VII , С. 404-407
опубликовано: 15 ноября 2009г.

ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ

Содержание

слав. гос-во, существовавшее в IX в. на территории совр. Чехии и Словакии. Попытки отдельных исследователей предложить иную локализацию В. М. являются неубедительными.

История В. М.

Образовалась в нач. 30-х гг. IX в., когда Моймир, князь мораван (населения долины р. Моравы в Чехии), изгнал Прибину, князя Нитры (город в совр. Словакии), и присоединил его земли к своим владениям. При преемнике Моймира, его племяннике кн. Ростиславе (846-870), В. М. вела долгую и напряженную борьбу за независимость против притязаний Восточнофранкского королевства. Его правитель Людовик Немецкий сумел захватить и ослепить кн. Ростислава лишь воспользовавшись конфликтом между последним и его племянником кн. Святополком (Свентоплуком). Для управления В. М. были присланы нем. графы. Вскоре, однако, против чужеземной власти началось восстание, к-рое возглавил кн. Святополк. По условиям мира, заключенного в 874 г., Восточнофранкское королевство признало самостоятельное существование В. М. Правление кн. Святополка (870-894) - период политического расцвета В. М., к концу к-рого под властью кн. Святополка помимо мораван находились чехи, лужицкие сербы, племя вислян, проживавшее на территории совр. Юж. Польши, земли в Паннонии. В 894 г., после смерти кн. Святополка, бо́льшая часть этих земель отпала от В. М., но его сыну Моймиру II удалось отстоять самостоятельность своего гос-ва. В нач. X в. (между 902 и 908) В. М. как гос-во перестала существовать под ударами союза венг. племен.

Распространение христианства

Проникновение в В. М. христианства началось еще во время правления кн. Прибины: при нем в Нитре архиеп. Зальцбургский Адальрам освятил первый храм. В 831 г., когда еп. Пассау Регинхар обратил мораван в христианство, В. М. стала особой областью в составе еп-ства Пассау (Бавария). Церковное управление находилось в руках присылавшихся Пассауским епископом архипресвитеров. С деятельностью нем. духовенства в Моравии связано появление т. н. «заповедей святых отцов», слав. перевода источника близкого Мерзебургскому пенитенциалу IX в., и строительство христ. храмов. Только при раскопках в столице В. М., располагавшейся у совр. с. Микульчице в Чехии, археологами были обнаружены фундаменты 12 каменных церквей. Но за пределами укрепленных «градов» христианство было распространено слабо: в IX в. в сельской местности сохранялись языческие погребальные обряды.

С началом войн между В. М. и Восточнофранкским королевством отношения княжеской власти с нем. духовенством из Баварии осложнились. В 60-х гг. IX в. кн. Ростислав обратился в К-поль с просьбой прислать учителя, к-рый «изложил бы на нашем языке правую христианскую веру». Посланные имп. Михаилом III братья равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий, создатели слав. письменности, при поддержке кн. Ростислава обучили слав. письму мн. учеников, ввели богослужение на слав. языке и боролись с языческими обычаями, сохранявшимися у жителей В. М. Введение богослужения на слав. языке привело к столкновениям святых Кирилла и Мефодия с зап. архипресвитерами, отвергавшими такую практику. Стремясь создать для В. М. независимую от франк. Церкви особую церковную организацию, кн. Ростислав направил в 867 г. равноапостольных Кирилла и Мефодия к Патриарху Градо в Венецию, рассчитывая, что тот посвятит братьев в епископский сан. Но их поездка успеха не имела. В нач. 869 г. они по вызову папы прибыли в Рим, но там рукоположили во священников и диаконов только их учеников. Кн. Ростислав продолжил хлопоты о создании для В. М. особой церковной организации и добился своей цели в кон. 869 - нач. 870 г., уже после смерти равноап. Кирилла.

По ходатайству кн. Ростислава и его союзника, паннонского кн. Коцела, папа Адриан II поставил равноап. Мефодия главой обновленной Сирмийской митрополии, непосредственно подчиненной Риму. В состав этой митрополии должны были войти владения кн. Коцела в Паннонии и В. М. После поражения кн. Ростислава в борьбе с Людовиком Немецким синод баварских епископов в нояб. 870 г. обвинил св. Мефодия в самовольных действиях на территории чужого диоцеза и заключил его в тюрьму. Управление церковными делами в Моравии, занятой войсками Людовика Немецкого, оказалось в руках баварского духовенства. Во время вспыхнувшего в В. М. восстания оно было изгнано из страны вместе с нем. графами. Благодаря успешным действиям восставших и вмешательству папы Иоанна VIII, признавшего суд над равноап. Мефодием незаконным, он был освобожден и в 873 г. приступил к управлению Моравским архиеп-ством. Несмотря на предписание папы не совершать богослужения на слав. языке, св. Мефодий продолжил прежнюю практику. О его пастырской деятельности как Моравского архиепископа сохранились немногие, достаточно отрывочные свидетельства, позволяющие определенно утверждать, что равноап. Мефодий боролся с пережитками языческих обычаев, прежде всего в среде княжеских дружинников.

Мн. исследователи связывают с его деятельностью составление «Закона судного людем», в к-ром с использованием материалов «Эклоги», свода визант. законов VIII в., устанавливались суровые церковные и светские наказания за нарушение христ. норм семейных отношений. Кн. Святополк и его дружинники, недовольные действиями св. Мефодия, предпочли нем. священников. Они следовали практике каролингской Церкви, налагавшей менее суровые наказания, а также служили мессу на лат. языке. Ободренные этим, нем. священники во главе с Вихингом вернулись в В. М. после заключения мира между Святополком и восточнофранк. кор. Людовиком Немецким и отказывались повиноваться архиеп. Мефодию. Они обвиняли его в ереси, потому что Мефодий не признавал дополнения «и от Сына» (Filioque), внесенного франк. Церковью в текст Символа веры. Кроме того, они выступали и против богослужения на слав. языке. Эти обвинения по адресу равноап. Мефодия кн. Святополк переслал в Рим.

Споры были урегулированы во время поездки архиеп. Мефодия и Вихинга в Рим весной 880 г. Папа Иоанн VIII буллой от июля 880 г. признал правоверность равноап. Мефодия, одобрил практику богослужения на слав. языке и предписал всем духовным лицам на территории В. М. подчиняться власти архиепископа, Вихинг стал одним из епископов под властью Мефодия.

С пастырской деятельностью св. Мефодия был связан его перевод на слав. язык т. н. «Синагоги Иоанна Схоластика». Этот сборник церковных канонов, составленный Патриархом К-польским Иоанном III Схоластиком, должен был служить руководством при решении церковных дел на территории Моравской архиепископии. В годы правления кн. Святополка под его властью находился ряд соседних языческих народов, поэтому встал вопрос о христ. миссии среди них. Достаточно ранняя и достоверная традиция говорит о крещении равноап. Мефодием в нач. 80-х гг. IX в. кн. племени чехов Борживоя. Посланный свящ. Кайх основал первый христ. храм на территории племени в Леви-Градце.

Булла Иоанна VIII лишь на время прекратила столкновения между архиеп. Мефодием и его нем. противниками. Уже в 881 г. св. Мефодий жаловался папе Римскому на неповиновение еп. Вихинга, Иоанн VIII обещал провести расследование, но до этого дело не дошло. В сер. 80-х гг. IX в. нем. духовенство в В. М. снова обвинило архиеп. Мефодия в том, что он отвергает текст Символа веры, принятый во франк. Церкви, вводит правосл. обычаи и совершает богослужение на слав. языке. Опираясь на полномочия, предоставленные ему папой Иоанном VIII, равноап. Мефодий отлучил своих противников от Церкви.

6 апр. 885 г. св. Мефодий скончался, назвав преемником своего ученика, мораванина Горазда. Вихинг, главный противник архиеп. Мефодия, отправился в Рим и добился того, что с него было снято отлучение и он был восстановлен в епископском сане. По общему мнению исследователей, обвинения по адресу св. Мефодия Вихинг подкрепил фальсификатом буллы Иоанна VIII от июля 880 г., в к-ром вместо текста о разрешении использовать слав. язык в богослужении было написано, что папа запретил совершать богослужение на слав. языке и архиеп. Мефодий поклялся соблюдать этот запрет у гроба св. Петра. В письме, адресованном кн. Святополку, папа рекомендовал передать под управление Вихинга церковные дела в В. М. Для окончательного урегулирования положения папа Стефан V направил в В. М. своих легатов, к-рые должны были отстранить архиеп. Горазда от заведования кафедрой и отправить его к папе в Рим для дачи объяснений, а также обеспечить принятие духовными лицами текста Символа веры, утвержденного во франк. Церкви. Богослужение на слав. языке запрещалось под угрозой отлучения от Церкви. В письме кн. Святополку папа предписывал изгнать из страны тех, кто не подчинится этому запрету. Ведя активную внешнюю политику, стараясь оказывать влияние на положение дел в соседнем Восточнофранкском королевстве, кн. Святополк был заинтересован в поддержке Рима. В 880 г. он, один из первых европ. правителей, отдал В. М. под патронат св. Петра. В завязавшемся споре он принял сторону папских легатов и еп. Вихинга. В 886 г. ученики равноап. Мефодия были арестованы и высланы из страны, а нек-рые были проданы в рабство евр. работорговцам. Управление церковными делами в В. М. перешло к еп. Вихингу. Возможно, что после бегства еп. Вихинга из В. М. в 893 г. сторонники богослужения на слав. языке смогли возобновить свою деятельность. Кн. Моймир II прилагал усилия для восстановления особой церковной организации в В. М. В 899 г. с этой целью папа Иоанн IX направил в В. М. своих легатов во главе с архиеп. Иоанном, что вызвало протест баварских епископов, доказывавших исторические права еп-ства Пассау на В. М.

Судьба христианства и христ. духовенства в В. М. после вторжения венгров остается неясной. В 976 г. среди суффраганов Майнцского архиепископа упоминается епископ Моравский, но связь этого еп-ства с более ранней историей христианства в Моравии также неясна.

Ист.: Magnаe Moraviae Fontes Historici. Brno, 1966-1977. T. 1-5.
Лит.: Dittrich Z. Christianity in Great Moravia. Groningen, 1962; Vavřinek V. Die Christianisierung und Kirchenorganisation Grossmährens // Historica. 1963. T. 7; Poulík J. Staři Moravané buduj svůj stát. gottwaldóv, 1963; Великая Моравия: Тысячелетняя традиция государственности и культуры: [Сб. ст.]. Прага, 1963; Havlík L. Velká Morava a středoevropšti slovanĕ. Praha, 1964; Paulini E. Slovesnost` a kultúrnny jazyk Vel'kej Moravy. Bratislava, 1964; Ratkoš P. Pramene k dejinám Vel'kej Moravy. Bratislava, 1964; Magna Moravia: Sborník k 1100 výročí příchodu byzantské mise na Moravu. Praha, 1965; Dvorník F. Byzantské misie u Slovanů. Praha, 1970; Łowmiański H. Początki Polski. Warsz., 1970. Т. 4; Dekan J. Vel'ká Morava: Doba a umenie. Bratislava, 1976; Poulík J., Chropovský B. a kol. Velká Morava a počátky československé státnosti. Praha; Bratislava, 1985; Великая Моравия, ее ист. и культурное значение: [Сб.]. М., 1985; Великая Моравия // КМЕ. Т. 1. С. 340-345; Havlík L. Kronika o Velké Moravĕ. Brno, 1987; Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988; Рогов А. И. Кирилло-мефодиевские традиции у зап. славян в эпоху Средневековья (до конца XV в.): [Памятники Вел. Моравии] // Традиции древнейшей слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 174-187; Albrecht S. Geschichte der Grossmährenforschung in den Tschechischen Ländern und in der Slowakei. Praha, 2003.
Б. Н. Флоря

Археология

Изучение церковных древностей В. М. началось в сер. ХХ в. с исследования крупных городищ, центров гос-ва, прежде всего в Микульчице (Й. Поулик), Старе-Место (В. Грубы), Бржецлаве (Б. Достал) и др. При раскопках были открыты остатки церковных зданий и некрополи (равно как и захоронения внутри церквей), содержащие многочисленный погребальный инвентарь. В могилах, к-рые иногда содержат остатки гробов, производились погребения головой на запад. Наличие в наиболее богатых погребальных комплексах инвентаря, в т. ч. каролингских мечей, боевых топоров, шпор и ведер свидетельствует не столько о «языческих» пережитках в обрядности, сколько о влиянии франк. дружинной культуры на культуру господствовавшего класса В. М. Было обнаружено в часовне, к северу от храма, в урочище Сади, погребение мужчины, облаченного в одеяние с характерными круглыми золотыми пуговицами; могила была перекрыта каменной кладкой с раствором. В этом погребении, считают нек-рые исследователи (Грубы, Л. Галушка), был захоронен великоморавский кн. Святополк. Углубление в апсиде того же храма интерпретируется как погребальная ниша, где могли покоиться останки архиеп. Мефодия. Эти атрибуции основываются на гипотезе, по к-рой именно Старе-Место было столицей В. М. или резиденцией архиепископа. по др. гипотезам, столица располагалась в Микульчице - там возле апсиды крупнейшей в В. М. 3-нефной базилики был обнаружен золоченый наконечник пояса с княжеским изображением, приписываемый Моймиру I.

Воздействие культуры авар, предшествующей сложению Великоморавской державы, а также совр. ей культур империи Каролингов и Византии привело к сочетанию традиций в культовой пластике. Наряду с визант. энколпионами, литыми крестами с т. н. грубыми изображениями распятия (Микульчице), литым оловянным крестом с греч. надписью из Старе-Место, капторгами (коробочками для реликвий и амулетов из Стара-Коуржима, Дольни-Вестонице, Микульчице) были найдены предметы поясной гарнитуры, несущие христ. изображения, напр. священника с наперсным крестом, наряду с предполагаемыми языческими персонажами в позе «орантов», также отмечены мотивы райских птиц у древа жизни и т. п. на наконечниках ремней (Микульчице).

Особая проблема - воздействие традиций В. М. на слав. мир: помимо влияния на процессы христианизации Малопольши и Венгрии очевидно определенное восприятие традиций В. М. на Руси в Х в., напр. в Ср. и В. Поднепровье (Гнёздово).

Лит.: Poulík J. Mikulčice: Sídlo a pevnost knížat velkomoravskich. Praha, 1975; Ширинский С. С. археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 203-206; Tuma O. Great Moravia's Trade Contacts with the Eastern Mediterranean and the Mediating Role of Venice // Bsl. 1985. Vol. 46. P. 67-77; Седов В. В. Об одной группе древнерус. крестов // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 63-67; Urbańczyk P. (ed.) Early Christianity in Central and Eastern Europe. Warsz., 1997. Vol. 1; Galuška L. Christianity in Great Moravia and its Centre in Uherské Hradištĕ - Sady // Bsl. 1998. Vol. 59. N 2. P. 161-180; Europas Mitte um 1000: Katalog. Stuttg., 2000. S. 227-241.
В. Я. Петрухин

Памятники архитектуры

Постройки В. М. дошли до наст. времени в основном на археологическом уровне, от нек-рых сохранились фундаменты. Одним из первых по времени возникновения и одним из наиболее распространенных здесь типов храма была ротонда; ок. 830 г. предположительно такая церковь была построена по приказанию кн. Прибины в укрепленном замке Нитры, ее остатки сохранились в апсиде ротонды св. Эммерама (XII в., перестроена в 1200).

Планы ротонд. IX в.Планы ротонд. IX в.Археологические раскопки на территориях бывш. В. М. велись с кон. 50-х гг. XX в., большая часть храмов была открыта на укрепленных городищах Микульчице (10 км к югу от г. Годонин, на правом берегу р. Моравы, фундаменты 12 церквей), Старе-Место (близ г. Угерске-Градиште; как и Микульчице, предполагаемая столица Велеград), Поганско (близ г. Бржецлав; все - на юго-востоке Чехии), Дуцове, Девин (в зап. части Словакии). Как правило, это круглые в плане (с диаметром не более 8 м), бесстолпные 1-, 2-, или 4-апсидные церкви, построенные из необработанного песчаника или кирпича рим. типа. По мнению О. М. Иоаннисяна, в типологии храмов, восходящих к баптистерию, явно подчеркивается их назначение. План храма № 9 в Микульчице (квадрифолий, вписанный в круг) прямо повторяет форму крещальни, идущую от позднеантичного времени и воспринятую, согласно И. И. Попу, от Рима через «далматинско-истрийскую область» (ср. ротонду св. Доната в Задаре, 810-815). Во многом благодаря авторитету равноапостольных Кирилла и Мефодия, инициировавших возведение ротонд в Микульчице, этот тип храма остается основным в церковной архитектуре Чехии и Юж. Польши вплоть до XIII в.

Распространение в В. М. получил и базиликальный тип построек. К различным его разновидностям относятся храм с прямоугольной апсидой у с. Модра, близ Старе-Место, построенный предположительно баварскими миссионерами, и самая крупная 3-нефная базилика с круглой апсидой близ княжеского дворца в Микульчице (храм № 3, 35´ 9 м) со следами фресок.

Отдельное положение в архитектуре В. М. занимает храм «На Шпитальках» в Старе-Место, близкий по типу к купольной базилике. Вариантами данного типа являются также церковь «На Поганске» и храм № 5 в Микульчице. Наличие полукруглой апсиды, нартекса и предполагаемого полусферического купола на 4 столбах подчеркивает использование визант. строительных традиций.

На то, что комплекс построек около с. Сади (близ Угерске-Градиште), возможно, использовался в качестве резиденции архиеп. Мефодия, указывают, напр., декоративная черепица, мраморный пол здания и пелопоннесский порфирит алтаря. Наиболее ранний храм комплекса в форме греч. креста с прямоугольной апсидой основан в 1-й четв. IX в.

По образцу церквей В. М. строились небольшие чеш. купольные ротонды c подковообразными апсидами: св. Климента в Леви-Градце (кон. IX в.), св. Вита в Праге (ок. 935) - их фундаменты сохранились под более поздними зданиями костелов, св. Петра на городище Будеч (нач. X в., 10 км к северо-востоку от г. Кладно), св. Петра и Павла в замке Стари-Пльзенец (кон. X в.), вмц. Екатерины в г. Зноймо (XI в., фрески 1134 г.).

Лит.: Poulík J. Staroslovanská Morava. Praha, 1948; idem. Dve velkomoravské rotundy v Mikulčicich // Monumenta Archeologica. Praha, 1963. Vol. 12; Hrubý V. Staré mĕsto velkomoravské pohřebistĕ «Na valach». Praha, 1955; Hawrot J. Problematyka przedromańskich i romańskich rotund balkańskich, czeskich i polskich // Biuletyn Historii Sztuki. 1962. Т. 24. N 3/4. s. 255-284; Поулик И. Древняя Моравия в свете новейших археологических находок // Великая Моравия: Тысячелетняя традиция государственности и культуры. Прага, 1963. С. 35-65; Kalousek F. Velkomoravské hradistĕ Pohansko. Brno, 1970; Sztuka Polska przedromańska i romańska do schyłku XIII wieku. Warsz., 1971. T. 1, cz. 1; Merhautová A. Ranĕ středovĕká architektura v Čechách. Praha, 1971; Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX - нач. XVI в. М., 1978. С. 9-26; Vavřinek V., Zástĕrova B. Byzantium's Role in the formation of Great Moravian culture // Bsl. 1982. T. 43, fasc. 2. p. 161-188; Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. М., 1985; Шалковски П. Великоморавские городища Словакии // Междунар. конгресс слав. археологии, 5-й: Тр. М., 1987. Т. 1. Вып. 2б. С. 126-133; Иоаннисян О. М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 100-147.
П. С. Павлинов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОРЖИВОЙ († ок. 894), кн. племени чехов во 2-й пол. IX в., обративший их в христианство
  • БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками
  • ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
  • АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
  • АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
  • АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АДРИАН II (792 – 872), папа Римский (867 – 872)
  • АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
  • АДРИАН IV (Николай Брейкспир; 1110/20 – 1159), папа Римский (1154 – 1159)
  • АДРИАН V (Оттобоно Фиески; ок. 1205-1276), папа Римский (1276)
  • АДРИАН VI (Адриан Флоренц Дедал; 1459–1523) папа Римский (1522 - 1523)
  • АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. ХIII в.
  • АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
  • АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
  • АЛАРИХ (между 365 и 370 гг. - 410), король вестготов